"Нейтрализовали их всех"
5 июня 2008 года

Министр рассказал вначале о том, как умные головы консультантов заявочной кампании почти месяц не давали покоя ногам казанских марафонцев и как их бег из Казани в Брюссель в поддержку Универсиады оказался не просто долгим, а неожиданно долгим:

- Потом оказалось, что они бежали не 3900 км, как было рассчитано заранее, - 4100 км получилось...

Марат Бариев и три дня спустя после финиша еще казался удивленным этим обстоятельством, которое, как всякая загадка, требовало хоть какой-нибудь разгадки - но разгадки, похоже, не было. Нельзя же, в самом-то деле, предположить, будто наши посланцы увеличивали казенный километраж, бегая налево!

- Когда наша команда забежала к ним во двор, на лужайку, - Марат Бариев добрался до волнующего момента прибытия казанских марафонцев к штаб-квартире ФИСУ, - и стала вручать подписи в поддержку Универсиады в Казани, члены ФИСУ поняли, что жители Казани готовы на все!

Предчувствия их не обманули. Это выяснилось уже на следующее утро, когда пара сотен корейцев выстроились у помещения, занимаемого ФИСУ, и дисциплинированно начали скандировать что-то в поддержку Универсиады в Гван Джу. Этот демарш противника, как заметил Марат Бариев, начался в 7 часов 15 минут. Точность эта наводит на мысль, что корейцы своими голосами разбудили не только членов исполкома ФИСУ - за то немедленно и поплатились. "Наши спортсмены (а было их человек 15 - 20) оделись, вышли и нейтрализовали их всех!" - г-н Бариев не сообщил деталей этой спецоперации, но успех ее был сокрушительным, судя по тому мрачному удовлетворению, с каким министр повторил: "нейтрализовали их всех". Тишины от этого, честно признал он, не прибавилось.

На самих членов исполкома ФИСУ воздействие подобного же рода, по-моему, не могли не оказать презентационные фильмы, снятые под руководством голливудского режиссера Руперта Уэйнрайта. Там, повинуясь легкому движению руки ведущего, росли из-под земли огромные корпуса деревни Универсиады, в еще не существующем Дворце водных видов спорта шли соревнования, знаменуя собой победу видеомонтажа над реальностью... - и все это стремительно вело к финальным кадрам, снятым в историческом дворике Казанского университета.

И уж этот финал по своей смелости превосходил все вышеописанное, поскольку происходил на фоне университетской анатомички, причем даже нельзя было сказать, что на этом красивом здании не написано, что это анатомичка, - именно что написано, и эта-то надпись практически венчала собой финальные кадры фильма о Казани: "Hic locus est, ubi mors gaudet succurrere vitae", что означает приблизительно следующее: это место, где смерть торжествует ради жизни. Какая все же удача, что люди, отвечающие за университетский спорт, по-видимому, знакомы с университетской латынью не более, чем голливудские режиссеры. В противном случае Уэйнрайту удалось бы напугать их успешнее, чем зрителей своих художественных фильмов "Туман" и "Стигматы".

О решительности авторов фильмов о Казани свидетельствует и саунд-трек. Эта музыка сильна ассоциациями, которые она вызывает. Я, например, сразу вспомнила "Ленин в 1918 году", точнее, рассказ режиссера Михаила Ромма о музыке к этому фильму. "У нас есть такие, которые могут написать, как Вагнер? - спросил его председатель кинокомитета. - Ну если нет, тогда найдите такого, который может украсть и так сделать, чтобы было, как Вагнер и не как Вагнер. И сроку - три дня!". Беда была в том, что Сталин незадолго до этого послушал "Валькирию" и сказал: вот такая музыка нам нужна. Так вот, пока я наслаждалась динамичным саунд-треком к главному презентационному фильму о Казани, меня не оставляла мысль, что кто-то очень важный незадолго до презентации услышал музыку к "Парку Юрского периода" и дал сроку три дня...

Во что еще кроме уже вложенного интеллектуального ресурса обойдется Универсиада в Казани? Марат Бариев подтвердил ориентировочную стоимость: 604 млн. евро будет стоить строительство спортивных объектов, деревни Универсиады (на незанятом пока месте в районе ул. Парина) и собственно проведение мероприятия. Другие необходимые затраты - в частности, на реконструкцию аэропорта (400 млн. евро) и прокладку дорог, в эту сумму не входят. Но, заверил министр, "львиная доля" затрат ляжет не на бюджет, а на инвесторов.

Каким окажется точный и конечный бюджет Универсиады - пока неизвестно. Марат Бариев выразил надежду, что это станет понятно через несколько месяцев; по-моему, эти надежды чересчур оптимистичны: точную сумму денег, потраченных на предыдущий казанский мегапроект - 1000-летие - власти не могли с уверенностью назвать даже после его окончания...

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"